- Блогтар
- Есқараев А.Н.
- Өтініш
Есқараев А.Н.
ҚР Әдiлет министрi
Уважаемый Берик Мажитович. С Новым годом! Я на Вашем блоге задал вопрос, который зарегистрирован под номером 239584. В нем я отметил, что Министерство юстиции РК в соотвествии с внесением изменений от 30.12.09 в п. 5 ст. 22 Закона Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств обязано было еще четыре года назад утвердить нормативный правовой акт, на основании которого оценщики могли бы на законных основаниях производить оценку размера нанесенного вреда транспортному средству. В этом пункте Закона установлено, что Министерство юстиции обязано согласовать текст проекта Инструкции по оценке ущерба транспортному средству только с Национальным банком РК, что и было сделано уже несколько раз. Однако Ассоциация финансистов Казахстана с подачи страховых организаций, являющихся ее членами, направляет в Министерство юстиции все новые ничем не обоснованные замечания. И этот процесс может быть бесконечным, пока не будет официально признано, что оценщики не имеют права при оценке ущерба применять методы, изложенные в Меморандуме. Дело в том, что страховые организации принимают от потерпевших только те отчеты об оценке, в которых использованы методы, изложенные в Меморандуме, т.к. они позволяют более чем вдвое снизить величину нанесенного ущерба по сравнению с реальными затратами на восстановление транспортного средства. Я ожидал, что на мой вопрос будет однозначно сказано, что оценщики не имеют права применять методы, изложенные в Меморандуме, т.к. они противоречат правилам, установленным в государственных Стандартах оценки, утвержденных Правительством РК. Вместо этого, я получил расплывчатый ответ, что Меморандум не является обязательным в использовании документом. Исходя из вышесказанного прошу дать более конкретный ответ, могут ли оценщики, определяя рыночную стоимость ущерба, нанесенного транспортному средству, использовать Меморандум, методы которого не соответствуют требованиям, установленным в государственных стандартах оценки? Президент СРП «Казахстанской ассоциацией оценщиков» Елисеев Вилен Михайлович
- Вилен Елисеев
- Мемлекеттік органдардың жұмысы туралы(мемлекеттік қызмет көрсету)
- 31.12.2013
- 805
- Өтініш нөмірі 241073
Есқараев А.Н. 14.01.2014, 12:00
Уважаемый Вилен Михайлович!
Рассмотрев Ваше обращение относительно применения оценщиками Меморандума о единой методике расчета стоимости нормо-часа по техническому обслуживанию транспортных средств и стоимости запасных частей в рамках обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (далее – Меморандум), сообщаем следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Республики Казахстан «Об оценочной деятельности в Республике Казахстан» (далее – Закон) оценщик обязан соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования Закона, стандартов оценки, а также иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
При этом, оценщики при осуществлении оценочной деятельности имеют право использовать международные стандарты в области оценочной деятельности, не противоречащие законодательству Республики Казахстан (п. 1 ст. 10-2 Закона).
Обязательное указание на стандарты оценки предусмотрено в содержании договора на проведение оценки и в отчете оценщика (пп. 5-1) п. 2 ст. 8, пп. 7) п. 4 ст. 9 Закона).
Таким образом, оценщики не обязаны соблюдать требования Меморандума при осуществлении оценочной деятельности.
Следует отметить, что согласно пп. 11) ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах» нормативный правовой акт – письменный официальный документ установленной формы, принятый на референдуме либо уполномоченным органом или должностным лицом государства, устанавливающий правовые нормы, изменяющий, прекращающий или приостанавливающий их действие, а также документ в электронно-цифровой форме, идентичный письменному официальному документу и удостоверенный посредством электронной цифровой подписи.
Меморандум не подходит под вышеуказанное определение нормативного правового акта и не обладает юридической силой, так как заключен между Страховым омбудсманом и рядом оценочных организаций.
В свою очередь, деятельность Страхового омбудсмана осуществляется при ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана», регулирует взаимоотношения между страховщиками и страхователями, которые возникают по вопросам обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств и не распространяется на оценочную деятельность.
С Министерством юстиции, как уполномоченным органом в сфере оценочной деятельности, Меморандум не согласован.
Полагаем, что вопросы, связанные с применением оценщиками Меморандума, решатся в случае утверждения Инструкции по оценке размера вреда, причиненного транспортному средству, где содержится норма, обязывающая применение Инструкции всеми оценщиками на территории Республики Казахстан.