- Блогтар
- Такиев М.Т.
- Өтініш
Такиев М.Т.
ҚР Қаржы министрі
Здравствуйте, уважаемый
Болат Бидахметович. В процессе своей деятельности, сопровождения бухгалтерских программ, я столкнулся с проблемой, которая волнует не только бухгалтеров, с которыми я работаю непосредственно, но и, уверен, что бухгалтеров всего Казахстана. 20 декабря 2012 года вами был подписан приказ № 562 "Об утверждении форм новых первичных документов".
Первая проблема, это то, что данный приказ вышел очень поздно, а на переработку форм, их тестирование, внедрение и адаптацию под конкретные предприятия требуется время, из-за чего бухгалтера практически всего Казахстана в течении января месяца 2013 г. использовали повсеместно формы старого приказа, который был отменен новым с 01 января 2013 года. Теперь возникает вопрос нужно ли переделывать старые документы? Известно, как к этому вопросу относятся представители Налогового комитета, зачастую придираясь именно банально к печатной форме: "форма не соответствует утвержденной, значит вы не имеете право брать на вычеты оформленные данным документом суммы", не вникая при этом, что производственные процессы нельзя остановить до выхода новых документов. Переделка же документов не всегда возможна, по разным причинам: из-за их объема, удаленности контрагентов, люди подписывающие документы могут быть уже уволенными, руководители в длительных командировках, отпусках и т.д.
Но главная проблема даже не в этом, - а в содержимом новых первичных документов, например:
В Доверенности форма Д-1 убрали подписи главного бухгалтера и оставили подпись только руководителя. На крупных предприятиях руководители даже в лицо не знают всех своих подотчетных лиц и не берутся удостоверять их подписи без визы главного бухгалтера.
В форме Авансового отчета все подписи кроме утверждающей должны принадлежать главному бухгалтеру. Но бухгалтера мне резонно замечают, что в 99% случаев если на предприятии есть несколько бухгалтеров, Главный проверкой подотчета не занимается и не хочет подписывать то, что не проверял лично или что не завизировано подписью подчиненных.
В многих формах документов, имеющих табличные части, отсутствует секция ИТОГО (или ВСЕГО), например, Накладная на отпуск запасов на сторону форма З-2, наиболее, часто используемый документ. Бухгалтер заполняя данный документ, который иногда состоит из сотен строк, не видит общей суммы по нему, что вообще не объяснимо.
Многие формы перегружены реквизитами, содержащими не существенную информацию, а принцип "существенности" один из основных принципов, гарантирующий значимость учета.
Субъекты малого бизнеса, ИП, крупные предприятия - все используют в своей деятельности утвержденные формы первичных документов. Но есть два стандарта НСФО 1 и 2, которые по разному регламентируют ведение учета в СМБ и крупных предприятиях. Возможно пришел момент создать упрощенные формы для СМБ и ИП. Как буквально мучаются ИП, которые иногда, работая в одиночку, вынуждены заполнять акты на списание, или другие документы, где необходимо создание комиссии и т.д. Были случаю, когда налоговые инспектора проверяющие таких ИП требовали, дословно: "уговори хоть соседа, но комиссию создай".
Резюмируя вышенаписанное, вопрос: Может ли субъект видоизменять формы существующих документов самостоятельно, для исправления вышеуказанных проблем (добавление подписей, итоговых строк и т.д.), и нужно ли переделывать документы, выписанные и заверенные до выхода основных форм? Спасибо.
- Поздняков Сергей
- Шағын және орта кәсіпкерлік
- 11.02.2013
- 367
- Өтініш нөмірі 187741
Такиев М.Т. 14.02.2013, 12:00
Касательно переделки первичных документов
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов» (далее - Приказ) разработан в целях приведения в соответствие с постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 октября 2011 года № 1172 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета» (далее - Правила), а также в реализацию Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации деятельности Национального Банка Республики Казахстан, регулирования финансового рынка и финансовых организаций», предусматривающего замену РНН, идентификационным номером с 1 января 2013 года.
Данный приказ прошел государственную регистрацию в органах юстиции 18 января текущего года и размещен на сайте «www.minfin.kz».
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 7 Закона Республики Казахстан от 28.02.2007 года № 234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон) внесение исправлений в кассовые и банковские первичные документы не допускается. В остальные первичные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы с указанием даты внесения исправлений.
В этой связи полагаем, что первичные документы, выписанные и заверенные до выхода Приказа, переделывать нет необходимости.
Касательно видоизменения утвержденных форм первичных документов
В форме Д-1 приложения 6 Приказа «Доверенность» подпись главного бухгалтера исключена в соответствии с пунктом 24 Правил.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона руководство или индивидуальный предприниматель определяет лиц, имеющих право подписи бухгалтерских документов. При этом может быть установлена иерархия права подписи в зависимости от занимаемой лицом должности, размеров денежных сумм, сферы действия и сущности операции. В этой связи кроме подписи главного бухгалтера «Авансовый отчет» (приложение 10 к Приказу, форма Т-3) может быть подписан также лицами, имеющими право подписи бухгалтерских документов.
В приложении 26 к Приказу (форма З-2) «Накладная на отпуск запасов на сторону» предусмотрено заполнение итогового количества и суммы отпущенных запасов прописью в отдельной строке.
Что касается внесения дополнений в утвержденные Приказом формы, считаем допустимым включение дополнительных строк и подписей, если это не противоречит существу формы и действующему законодательству Республики Казахстан.
Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 7 Закона, первичные документы как на бумажных, так и на электронных носителях, формы которых или требования к которым не утверждены уполномоченным органом, разрабатываются индивидуальными предпринимателями и организациями самостоятельно и должны содержать установленные пунктом 3 статьи 7 Закона обязательные реквизиты. В зависимости от характера операции или события, требований нормативных правовых актов Республики Казахстан и способа обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты.